Доступная средаОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ДОО ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка
под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
o Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
o Инвалиды с нарушением зрения и слуха
o Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
o Временно нетрудоспособные
o Беременные женщины
o Люди с детскими колясками
o Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Развивающая предметно - пространственная среда
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому детский сад принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги организации должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС ДО.
Принципы построения коррекционной образовательной среды Учреждения для детей с ОВЗ
Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природосообразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте Учреждения
o Автостоянка (места) для инвалидов- имеется
o Вертикальный подъемник с навесом – отсутствует.
o Адаптированные лифты- отсутствуют.
o Раздвижные двери – отсутствуют.
o Сменные кресла - коляски - имеется.
o Кнопка вызова персонала – имеется.
o Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется.
o Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеется.
o Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
o Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
o Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ - отсутствуют.
o Сурдопереводчик, тьютор в штате - имеется.
o Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствует.
o Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предоставляется.
o Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - имеется (официальный сайт Учреждения)
o Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.
o Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.
o Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.
o Специальные условия питания - по запросу родителей детей с ОВЗ,инвалидов и детей аллергиков,разрабатывается необходимое питание.
o Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - общежитие, интернат в Учреждении отсутствуют.
o Обеспечение доступа в здание ДОО инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствует.
o Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - созданы.
Условия доступа на территорию и в здание Учреждения всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
o Назначен ответственный за встречу и сопровождение на территории и в помещениях организации маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью — Базарова Н.А, завхоз;
o Разработан паспорт доступности организации с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
o В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
o Организация укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
o При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование
o В организации специалистами ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
На 01.09.2022г в МБДОУ «НЕЗНАМОВСКИЙ ДС "БОРОВИЧОК" - нет детей-ивалидов.
Муниципальный проект
"Создание консультационно-информационного центра
"Мы - вместе!"
Управлением образования администрации Старооскольского городского округа успешно реализуется муниципальный проект "Создание консультационно-информационного центра "Мы - вместе!" для родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья", направленный на развитие личностного потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их всесторонней самореализации, а именно на формирование солидарного общества.
В рамках проекта на официальном сайте управления образования создан раздел «Консультационно-информационный центр «Мы – вместе!» по предоставлению консультативных и информационных услуг родителям детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. На сайте размещены документы, новости, а также организована возможность задать вопросы с помощью формы.
Реализация проекта позволит значительно снизить информационный барьер для людей с инвалидностью.
|